Убедитесь в том, что ваш ребенок оставляет время на выполнение домашней работы и что у него имеется спокойное место, где он может сделать ее. Если вы не забираете его после школы, выясните, готова ли няня, сидящая с ребенком после школы, присмотреть за выполнением домашней работы (хорошая няня сама будет заинтересована в этом, или же у нее могут быть дети, которые тоже выполняют домашние задания); или же, если ваш ребенок ходит в группу продленного дня, узнайте, предоставляется ли детям спокойное помещение, в котором они могут сделать домашнюю работу. Если вашему ребенку приходится делать домашнюю работу после вашего возвращения домой, желательно, чтобы вы или ваш муж были рядом и могли оказать помощь, а также чтобы домашняя работа не выполнялась наспех из-за необходимости успеть поужинать, принять душ и заняться прочими вечерними делами.
Что вы можете сделать
Вашему ребенку нужно время, чтобы отдохнуть, а также нужно перекусить, прежде чем приняться за выполнение домашней работы, поэтому стоит установить режим дня, особенно если ваш ребенок будет получать домашнее задание регулярно. Обсудите этот вопрос с ребенком, чтобы он почувствовал некоторую ответственность; тем самым вы подтолкнете его к организации собственного времени.
Важно также установить временное ограничение, чтобы часть вечера оставалась для отдыха, и обсудить это с ребенком. Некоторые дети видят смысл в хорошей организации и спокойно выполняют задания. Другим сложно сосредоточиться, и к концу установленного времени они могут не справиться с работой. Если это происходит регулярно, возможно возникновение стрессовой ситуации для вас и для вашего ребенка: неважно, сдадитесь ли вы на уговоры дать «еще несколько минуточек», — работа будет выполнена наспех и не останется свободного времени перед
сном; или же объясните, что ребенок израсходовал все отведенное время, и ему придется поговорить с учителем, давшим работу, и попросить еще времени.
Вы можете избежать возникновения такой ситуации, поощряя энтузиазм и проявляя интерес и энтузиазм сами. Отметьте в домашнем задании то, что связано с другими темами, изучаемыми ребенком в школе, или с тем, что вы делали вместе. Помогайте ему выбирать в библиотеке полезные книги. Если ребенок снова и снова не успевает выполнить домашнее задание, поговорите с его учителем: возможно, это общий синдром всех учеников? возможно, учитель посоветует что-нибудь? К тому моменту, как ребенок окончит начальную школу и перед ним встанут более сложные задачи, важно, чтобы он умел распределять свое время и задания. Попробуйте объяснить свои тревоги, но не изводите ребенка нотациями. Напомните ему, что вы любите его таким, какой он есть.
Деятельность, не связанная с домашними заданиями
Будучи как можно более тактичными, обеспечьте ребенку доступ к книгам и досуг, приносящий пользу, а также возможность поиграть и расслабиться. Поощряйте увлечения — многие требуют сосредоточения, внимания к деталям, решения проблем и сотрудничества — тех качеств, которые вы пытаетесь заставить его использовать при выполнении дохмашней работы.